Заявление кампании «Покажите их живыми!» в связи с Международным днем жертв насильственных исчезновений

Международное сообщество должно предпринять срочные шаги

для прекращения насильственных исчезновений в Туркменистане

 

Пятнадцать лет назад в Туркменистане произошла первая крупная волна насильственных исчезновений. Весной и летом 2002 года несколько высокопоставленных правительственных чиновников, в основном из министерств безопасности и обороны, были приговорены к тюремным заключениям сроком от 10 до 20 лет. Их имена: Алламурад Аллакулиев, Курбан Аннадурдыев, Курбандурды Бегенчев, Хайит Какаев, Сейтбай Кандымов,  Керимкулы Елдашев,  Худайкулы Халыков, Байрамкули Худайкулиев, Мухаммед Назаров, Батыр СарджаевАннамурад Солтанов и Тиркиш Тырмыев. Это был не первый раз, когда туркменские официальные лица были уволены и арестованы в результате репрессий, которые многими рассматривались как политически мотивированные. Но эти аресты имели одно важное отличие от предыдущих, связанное с дальнейшей судьбой заключенных: с момента их заключения никто не имел с ними контакта. Иными словами, они исчезли в тюрьме.

За прошедшие 15 лет множество других людей стали жертвами насильственных исчезновений в тюрьмах Туркменистана, в том числе совсем недавно, в 2016 и 2017 годах. В докладах кампании «Покажите их живыми!» задокументировано более сотни случаев содержания людей в полной изоляции в тюрьмах, в некоторых случаях в течение более 15 лет.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, насильственные исчезновения являются грубым нарушением прав человека. Кроме того, это форма бесчеловечного и унижающего достоинство обращения как в отношении заключенных, так и членов их семей и, таким образом, они противоречат также и Конвенции ООН против пыток. Туркменистан ратифицировал как Пакт, так и Конвенцию против пыток, а его конституционные нормы подчеркивают, что национальное законодательство должно соответствовать международному праву. Туркменское уголовное законодательство не допускает полной изоляции заключенных, независимо от совершенного преступления. Тем не менее, власти страны подвергают этому жестокому и незаконному наказанию тех людей, кого они считают политической угрозой для своей абсолютной власти из-за их высказываний, влияния или положения в обществе.

Судьбы Мухаммеда Назарова и Тиркиша Тырмыева показывают всю беспощадность туркменских властей в избавлении от таких «угроз»: судебные документы, касающиеся Мухаммеда Назарова, бывшего главы Комитета национальной безопасности, недоступны, и даже срок его приговора не ясен. Тюремный срок Тиркиша Тырмыева должен был закончиться в марте 2012 года. Вместо этого за несколько дней до его ожидаемого освобождения, его семья была проинформирована о дополнительном 7-летнем сроке за якобы допущенные нарушения тюремных правил, о которых не было представлено никаких данных и документов. Он умер в январе 2017 года, за два года до окончания своего второго срока.

Большинство исчезнувших были арестованы в результате волны репрессий, потрясших страну в начале 2000-х годов. Самая большая группа исчезнувших была обвинена в попытке покушения 25 ноября 2002 года на Сапармурата Ниязова, который являлся на тот момент президентом Туркменистана. Более 60 человек были осуждены тогда по обвинению в прямом участии в предполагаемой попытке государственного переворота. Некоторые из них умерли в тюрьме, а судьбы многих других до сих пор остаются неизвестными. Эта массовая волна арестов побудила Организацию по Безопасности и Сотрудничеству в Европе запустить свой Московский механизм, который позволяет государствам-участникам ОБСЕ проводить расследования и заниматься решением серьезных проблем прав человека, происходящих в любом государстве ОБСЕ. Специальный докладчик ОБСЕ по Туркменистану подробно описал масштабные нарушения прав человека, которые были совершены в ходе ареста, судебного разбирательства и последующего лишения свободы лиц, участвовавших в предполагаемой попытке переворота. Среди этих нарушений в докладе отмечались случаи задержания без связи с внешним миром. Ситуация находилась в центре внимания двух резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в 2003 и 2004 годах. В 2006 году положение исчезнувших вновь упоминалось в докладе Генерального секретаря ООН по правам человека в Туркменистане.

C момента начала кампании «Покажите их живыми!» в 2013 году международные организации и многие правительства стали последовательно требовать, чтобы Туркменистан прекратил практику насильственных исчезновений. Комитет ООН по правам человека и Комитет ООН против пыток недавно подчеркнули, что насильственные исчезновения являются серьезным и систематическим нарушением Туркменистаном Конвенции ООН против пыток и МПГПП в их заключительных замечаниях по Туркменистану от ноября 2016 года и марта 2017 года.  Европейский Союз регулярно пытается найти решение этой проблемы в рамках своего ежегодного Диалога по правам человека с Туркменистаном. В 2015 и 2016 годах Европейский парламент дважды откладывал ратификацию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Туркменистаном из-за проблем в сфере прав человека, в том числе и из-за насильственных исчезновений. В октябре 2014 года Комитет ООН по правам человека принял решение по делу бывшего министра иностранных дел Туркменистана Бориса Шихмурадова, признав его жертвой насильственного исчезновения и других многочисленных нарушений прав человека. Комитет постановил, что Туркменистан обязан раскрыть информацию о том, где он содержится, предоставить ему и его семье средства правовой защиты и предотвратить подобные нарушения в будущем. Спустя почти три года Туркменистан так и не отреагировал на это решение.

Несмотря на постоянное давление со стороны международного сообщества, власти Туркменистана так и не раскрыли информацию об исчезнувших их семьям, обществу Туркменистана и международному сообществу, не выполнили соответствующие решения межправительственных организаций и не предприняли каких-либо существенных шагов по прекращению этого грубого нарушения прав человека, имитируя вместо этого неэффективный «диалог» с международными организациями по этому вопросу.

Недавняя смерть еще одной жертвы насильственных исчезновений является наглядным напоминанием о том, что решение проблемы не терпит отлагательств: бывший глава Службы безопасности президента Туркменистана Акмурад Реджепов умер в тюрьме 10 августа 2017 года после 10 лет содержания под стражей без какого-либо контакта с внешним миром. В общей сложности, как минимум пять человек из списка кампании «Покажите их живыми!» умерли в тюрьме в период с декабря 2015 года по август 2017 года, согласно сообщениям СМИ и информации от родственников.

В сентябре 2015 года в своих заявлениях на совещании ОБСЕ по реализации мер по вопросам человеческого измерения в Варшаве власти Туркменистана так публично и не признали наличие насильственных исчезновений в своей стране, впервые признав, однако, существование проблемы, касающейся «лиц, приговоренных к длительным срокам тюремного заключения».[1]  На следующем таком совещании в 2016 году представитель Туркменистана заявил, что власти страны освободили некоторых людей из списка кампании «Покажите их живыми!» и проинформировали международные организации о судьбе нескольких других.[2] Однако эта информация не была обнародована и не может быть проверена независимыми наблюдателями, такими как Международный комитет Красного Креста, который не имеет доступа к тюрьмам страны. Власти также вернули тела некоторых исчезнувших, которые умерли в тюрьме в 2015-2017 годах. Хотя эти очень маленькие шаги и лучше, чем полное молчание и полное игнорирование проблемы исчезнувших в течение более десятилетия, они все еще очень далеки от реального решения проблемы.

 

На самом деле решение проблемы насильственных исчезновений заключается не в возвращении тел погибших после многих лет полной изоляции или обмена некоторой ограниченной информацией с международными организациями за закрытыми дверями. Решение заключается в обеспечении немедленного доступа к заключенным их родственникам, адвокатам и независимым наблюдателям, таким как МККК. Решение заключается в немедленном обеспечении контакта исчезнувших с внешним миром. Решение состоит в том, чтобы доказать, что они живы.

 

Продолжающиеся насильственные исчезновения в туркменских тюрьмах, включая самые последние случаи исчезновения в 2016-2017 годах, задокументированные кампанией «Покажите их живыми!», являются серьезным вызовом для всего международного сообщества. Мы считаем, что только публичные и принципиальные заявления и действия лидеров демократических стран и международных организаций и увязка экономического сотрудничества с реальным прогрессом в области прав человека в Туркменистане могут остановить эту вакханалию смерти. Мы призываем лидеров демократических стран и международных организаций самым серьезным образом отреагировать на ухудшающуюся ситуацию с правами человека в Туркменистане. Настало время принять срочные меры в отношении жертв насильственных исчезновений в тюрьмах Туркменистана. В противном случае всех исчезнувших ожидает трагическая судьба.

***

Правозащитная кампания «Покажите их живыми!» действует с 2013 года для защиты прав заключенных, отбывающих длительные сроки наказания в тюрьмах Туркменистана и содержащихся в полной изоляции с момента своего заключения, и для того, чтобы добиться прекращения практики насильственных исчезновений в тюрьмах Туркменистана. Кампания действует при поддержке международной Платформы гражданской солидарности и активно взаимодействует с широким кругом правозащитников и экспертов и с межправительственными организациями, включая Организацию Объединенных Наций, ОБСЕ и Европейский Союз.

[1] Смотрите отрывки официальной видеозаписи заседания HDIM-2015 с заявлениями туркменской делегации: https://youtu.be/aIVv2r34SN8, https://youtu.be/pf1p5vLh77s, https://www.youtube.com/watch?v=lO3anXFjAok, and https://www.youtube.com/watch?v=1RaB8DtXMnY.

[2] Смотрите отрывки официальной видеозаписи заседания HDIM-2016 с заявлениями туркменской делегации: https://youtu.be/D4iXzeLuvLk, https://youtu.be/gnY7WqIXIIM and https://youtu.be/Ll6lQ-kmW6g